#эксклюзив@hsehistory #воскобойников@hsehistory
Специально для hse histfaq О.С. Воскобойников составил свой личный топ-5 книг по истории Средних Веков:
"1. Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. Эту книгу недавно ушедший из жизни классик написал, когда ему было около сорока, в 1960-х - и до конца своих дней он считал ее самым главным, что он сделал в медиевистике (за слова отвечаю). При том, что он написал не один десяток книг, это важная деталь. Действительно, общих книг о средневековой цивилизации предостаточно, но немногие отличаются такой вечной молодостью. В ней и динамичное изложение фактов, и попытка широкими мазками написать картину - образ средневековой цивилизации не только в фактах, но и в емких образах мышления средневековых людей.
2. Клайв Стейплз Льюис. Отброшенный образ. Одновременно с Ле Гоффом, по другую сторону Ла Манша, известный писатель и историк средневековой литературы написал свою картину средневекового сознания. Его материал и его подход сильно отличаются от подхода французского коллеги. Так пишут редко, более того, многие его формулировки, еще возможные в XIX в., в ХХ в. уже звучали слишком субъективными. Но я редко встречал и встречаю медиевистов, которые способны так глубоко "вчуствоваться" в средневековые тексты, проникнуться их духом - и передать читателю. Большинством моих коллег здесь и там этот дар давно утерян. Он пишет не о том, что нас со Средневековьем связывает, а о том, что мы навсегда оставили, от чего отказались.
3. Йохан Хёйзинга. Осень Средневековья. Эта знаменитая книга, далеко превосходящая по историографическому значению собственно медиевистику, в рекламе не нуждается. В ней - не только формы мышления и жизненного уклада во Франции и Бургундии времен Столетней войны, но, опять же, сам средневековый человек с его страстями, мелочностью, величием, смирением и гордыней, герцог, рыцарь, король, поэт, художник, монах, епископ. Одним словом, все. Это меланхолическая книга, написанная на развалинах Европы, только что прошедшей Первую мировую. Великие катастрофы породили и великие книги по истории совершенно иных, отдаленных эпох. Это - такой случай.
4. Ролан Рехт. Верить и видеть. Искусство соборов XII-XV вв. М., 2014. Эта книга написана в 1999 г., накануне нового тысячелетия, того Millenium, который оживил страсть современного Запада к своему средневековому детству, страсть, отчасти передавшуюся и России. По мне (хотя я не могу объективно судить книгу, которую сам же перевел), Рехту удалось ясным языком рассказать об очень сложных вопросах, ничего не растеряв по дороге. Книга не только о собственно архитектуре, но о той культуре и религии, которые эти соборы выстроила. Здесь мы найдем описание и анализ конкретных памятников, но этот технический анализ никогда не останавливается на самом себе. Это важное размышление крупного современного историка искусства над великой культурой.
5. Арон Гуревич. Категории средневековой культуры. М., 1972. Для своего времени эта книга стала важным событием. Она - дитя Оттепели, не испорченное климатом Застоя. Иногда говорят, что Гуревич пишет языком Школы Анналов, чьим "посланником" в СССР и затем России он сам себя называл. Однако мне совершенно очевиден ее оригинальный акцент. Дело не только в обильном скандинавском материале, который для Анналов был и остается темным лесом. Дело в особом бунтарском пафосе, понятном лишь в контексте советской историографии. Тем не менее, Гуревичу в этой книге, как, пожалуй, ни в какой другой, удалось найти какую-то струну в душе вовсе не только отечественного читателя, но и всей читающей публики мира. Насколько мне известно, ни одна другая историческая работа, написанная на русском языке, не может с ней соперничать на книжных полках мира, за исключением разве что "Творчества Франсуа Рабле" великого Михаила Бахтина. Но это уже не история в строгом смысле слова".